Закрыть
Ваше имя
Контактный телефон
Удобное время звонка

В последние несколько десятилетий появились техники  арт-терапии, основанные  на особенностях различных направлений искусства. Фотография, как наиболее привычное и мощное художественное средство, стала использоваться в работе с людьми, желающими решить либо личную проблему, либо достичь поставленных задач в карьере.

Фотография имеет особое свойство – она «останавливает» время, а применительно к съемкам человека – останавливает мимику, жест, эмоциональное состояние фотографируемого. К этому изображению человек может возвращаться многократно, и всякий раз находить что-то новое в себе, ассоциативно воспроизводить из подсознания события и впечатления того времени.

Вспомните, как любой из нас с упоением демонстрировал гостям своей семейный альбом, и удивлялся вежливому, но не такому же яркому как у нас отношению у гостей. Дело в том, что только для нас, то есть, нашего подсознания, эти фотографии гиперсимволы, вызывающие потоки ассоциаций, не ведомые другим.

Фотографии заряжены эмоциями, потому люди не могут рассматривать личные фотографии, не испытывая каких-либо чувств. Фотография пропитана силой предвосхищения, которая существенно превосходит их ценность как артефактов.

Она  позволяет раскрыть бесконечное число реальностей с каждым новым просмотром.

Терапия в фотографии имеет  несколько направлений по степени сложности.

Даже обычная портретная фотосессия, например, для аватары в социальных сетях, дает возможность человеку увидеть себя как бы со стороны, в наборе визуальных фотоимиджей, созданных фотографом.

Размещая затем эти фотографии по назначению в своем сетевом аккаунте, человек получает встречную волну реакции своих зрителей. Позитивная реакция знакомых формирует положительные  настрои владельца имиджевых фотографий, что предполагает  компенсирующий психотерапевтический эффект. И всякий раз, когда человек будет  возвращаться к подборке  таких фотографии, он будет возвращаться и к позитивным эмоциям. А для не знакомых – это психоэмоциональный крючок. Согласитесь, всегда приятнее иметь дело с человеком, который априори, на фотографии, пусть и дистанционно, но вызывает добрые эмоции.

Такие циклы фотосъемок можно повторять с определённой переодичностью, создавая подборками фотографий  своеобразные  реперные точки в личной истории человека.

В итоге получается нечто вроде карты зафиксированных эмоций, воспоминаний, рефлексий – побродив по которой в сложные периоды жизни, можно восстановить душевное равновесие.

Нельзя обойти в этом контексте фотографию в стиле «ню» - обнаженную натуру.

Эстетическая, корректная фотография в этом стиле непревзойденное средство для женщин, решающих проблему несчастной любви, развода, карьерного роста, бизнес проблем, трудных периодов в жизни, ставящих под сомнение «Я» женщины – визуальное подтверждение красоты, изящества и сексуальности дает поразительные результаты. Такие фотографии становятся для женщины основой самовнушения.

Современная техника позволяет также делать так называемое изображение-мечту: у  любого  человека  есть  несколько не реализованных образов:  «кем бы я хотел быть, если бы  не…».

Создание таких работ дело не простое, но в результате человек получает своеобразную личную эго – икону. Она создает мощный эффект, особенно если кроме электронного существования – то есть, изредка открыть и посмотреть на нее на мониторе компьютера, такое изображение напечатано в большом формате и висит в зоне постоянного визуального контакта в жилье человека. После прохождения эффекта новизны человек практически перестает сознательно фиксировать такое изображение. В то же время, на подсознательном уровне постоянно поддерживается позитивная кодировка.

Более сложный процесс – работа над личностными проблемами человека одновременно  фотографа и психолога.

Сделать фотографии и рассмотреть  их на сеансе - это лишь начало. Далее, после просмотра фотографии необходимо осознать все порождаемые ею ассоциативные связи, изучить визуальные послания снимка, вступить с ним в коммуникацию, задать вопросы с учетом различных точек зрения и возможных изменений, используя дополнительные инструменты художественных снимков, с целью получить «полную картину» данного фото. Таким образом, то, что для фотографа обычно является конечным результатом (сделанный снимок), в рамках фототерапии является отправной точкой.

В  сеансе  фототерапии участники не играют  пассивной роли. Они активно создают снимки, позируют, разговаривают, слушают себя, реконструируют, пересматривают изображения с целью формирования или иллюстрирования новых нарративов.

Создают снимки по заданию, воссоздают их в памяти или воображении, интегрируют с другими арт-терапевтическими выразительными средствами или даже создают оживленный «диалог» с другими снимками.

Консультант и участник сосредоточиваются на фотографии и пытаются понять визуальные символы, которые присутствуют на данном снимке.

Таким образом, терапевтически значимым является не просто визуальное содержание фотографий, но все то, что происходит в процессе интеракции клиента со снимками. Воспоминания, чувства и мысли, порождаемые фотографическим диалогом, порой более значимы в терапевтическом аспекте, чем непосредственная реакция на изображения.

Поскольку вопросы самооценки, самопознания, уверенности в себе и самовосприятия лежат в основе большинства проблем  человека, способность увидеть себя вне зависимости, вне связи с окружающими обладает мощным терапевтическим эффектом. А поскольку портреты представляют собой прямой невербальный контакт с собственным «я», то, вызывая эмоции, они могут не только улучшать ситуацию, но и представлять собой определенные посылы на изменение себя. Это объясняет, почему они являются настолько быстрыми и эффективными катализаторами внутренних процессов в терапевтических ситуациях.

Суть процесса заключается в том, чтобы с помощью фотографий-стимулов научиться задавать вопросы, выделять позитивные и негативны эмоции и стереотипы поведения, чтобы помочь человеку в познании себя.